Наставничество
Документы
Федеральный уровень
Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № АЗ-1128/0
Перечень поручений Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года
ПРОЕКТ профессионального стандарта «Наставник» (официальный разработчик ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», от 19.09.2023)
Источник https://guppros.ru/ru/rubric/education/konkursy-minpros/nastavnik
Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)
Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
Региональный уровень
Локальные акты
Методические материалы
Этический кодекс наставника в Российской Федерации (утвержден постановлением президиума ФГБУ Российская академия образования от 30.11.2023 года № 8/2)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
(Приложение 1. Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации,
Приложение 2. Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации)
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool
Методические рекомендации
- Модели наставничества
Модель наставничества |
Описание |
Целевая группа |
Задачи |
---|---|---|---|
Классическое наставничество (менторство) |
Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание |
Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность |
Обучить педагога новым навыкам Помочь адаптироваться Контролировать результат работы Улучшить взаимодействие между работниками Сохранить и передать знания внутри организации |
Супервизия (критическое взаимодействие) |
Два профессионала критически анализируют собственную работу |
Все категории работников |
Проследить прогресс в работе педагогов Определить потребность педагогов в обучении и помощи |
Паритетное взаимодействие (buddying) |
Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного |
Все категории работников |
Передать знания и адаптировать работника Оценить эффективность изменений в работе педагога Сформировать команду |
Незримая поддержка (shadowing) |
Педагога временно прикрепляют к другому работнику для включенного наблюдения за особенностями или приемами работы |
Студенты Молодые специалисты Кандидаты, заинтересованные в переводе на другую должность |
Обучить работника Профессионально мотивировать педагога Адаптировать работника к новым условиям труда |
Формы наставничества: Целеполагающее, ситуационное, комплексное