Выдвигающееся меню

Документы

Федеральный уровень

Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № АЗ-1128/0

Перечень поручений Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года

ПРОЕКТ профессионального стандарта «Наставник» (официальный разработчик ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», от 19.09.2023) 
Источник https://guppros.ru/ru/rubric/education/konkursy-minpros/nastavnik

Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)

Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

Региональный уровень

Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"

Локальные акты

Положение о наставничестве

Методические материалы

Этический кодекс наставника в Российской Федерации (утвержден постановлением президиума ФГБУ Российская академия образования от 30.11.2023 года № 8/2) 

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях  
(Приложение 1. Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, 
Приложение 2. Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации)

Методология наставничества

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool

Методические рекомендации

Модели наставничества 

Модель наставничества

Описание

Целевая группа

Задачи

Классическое наставничество (менторство)

Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание

Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность

Обучить педагога новым навыкам

Помочь адаптироваться

Контролировать результат работы

Улучшить взаимодействие между работниками

Сохранить и передать знания внутри организации

Супервизия (критическое взаимодействие)

Два профессионала критически анализируют собственную работу

Все категории работников

Проследить прогресс в работе педагогов

Определить потребность педагогов в обучении и помощи

Паритетное взаимодействие (buddying)

Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного

Все категории работников

Передать знания и адаптировать работника

Оценить эффективность изменений в работе педагога

Сформировать команду

Незримая поддержка (shadowing)

Педагога временно прикрепляют к другому работнику для включенного наблюдения за особенностями или приемами работы

Студенты

Молодые специалисты

Кандидаты, заинтересованные в переводе на другую должность

Обучить работника

Профессионально мотивировать педагога

Адаптировать работника к новым условиям труда

 

Формы наставничества: Целеполагающее, ситуационное, комплексное

Каталог информационных ресурсов

Список полезных ресурсов

Цифровые ресурсы наставничества педагогических работников

© 2025. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №49»